Лет этак 60 назад «провидец» Рудольф в фильме «Москва слезам не верит» изрек знаменитую фразу: «Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет. Ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение». Киношный герой глубоко заблуждался. Пока еще и телевизор смотрим, и книги читаем. Но если раньше пассажиры читали газеты по пути на работу, то теперь – уткнулись в смартфоны. В бурный век развития технологий попробуем заглянуть в будущее типографий, спрогнозировать, сколько лет будут востребованы газеты и журналы.
Газеты-таблоиды
Остап Бендер считал, что людей, не читающих газеты, надо морально убивать на месте. Вторжение Интернета заставило газету меняться, катастрофично упали тиражи, а многие издания вовсе закрылись. Что нужно, чтобы сохранить читателя? Таблоидный формат, яркие заголовки, использование цветной печати, оригинальный дизайн, полиграфическое оформление. Меняется стиль подачи информации. Обо всем – интересно, коротко, доступно, а большие статьи обязательно со вдумчивой аналитикой, комментариями, аргументами. Нужны журналисты-профессионалы, умеющие не просто скомпоновать информацию из Интернета, а писать авторские материалы, находить свои источники информации, привлекать именитых экспертов. Такие статьи не читают в маршрутках или очередях, а откладывают, чтобы вникнуть, не отвлекаясь, почитать в спокойной обстановке.
В газетах останутся кроссворды, шарады – их удобнее решать в бумажном варианте. И конечно же, реклама.
Где реклама лучше
Доказано, что реклама на полиграфической продукции воспринимается быстрее. Для большинства лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать.
«Знакомая ситуация – просмотр фильма или шоу прерывается десятиминутной рекламой. По статистике 70% зрителей в это время от экрана отходят, – утверждает эксперт Олег Кравченко. – Я провел опрос, чем же народ занимается. Ответы: успевают заварить чай, полить цветы, позвонить по телефону, размяться на турнике, подмести и даже вынести мусор. А тех, кто остался у телевизора, мелькание адресов, броских роликов в лучшем случае утомляет, если не раздражает. В конечном счете человек дает отдых глазам, глядя в потолок. Запоминаются два-три ролика, в зависимости от предпочтений потребителей.
Рекламные буклеты, листовки не столь навязчивы. В конце концов, не хочешь – не бери, проходи мимо. Заинтересовался – напечатанная информация воспринимается лучше, к ней можно вернуться, если что-то не запомнил. Если составить грамотно, в буклете формата А5 можно разместить гораздо больше информации, чем в большом рекламном видеоролике».
Что в итоге? Даже если услугами буклетов или листовок воспользуется 20% населения, значит полиграфия нужна. Кстати, в продуктовых магазинах, которые еженедельно выкладывают буклеты о скидках и акциях, ими пользуются 70% покупателей. К тому же для покупателей не так существенно, на какой бумаге печатается информация, на газетной или офсетной. В данном случае важно увидеть, что цены на товары снижены».
Элитарные книги и простые визитки
Востребованными останутся книги для незрячих – со шрифтом Брайля. В цене (в прямом и переносном смысле) подарочные книги. Их стоимость от 6 до 10 тысяч гривен. Тематика самая разнообразная: религиозная, историческая, художественная. Снобы не скупятся на такую покупку, поставить на видное место издание с непревзойденным оформлением престижно, оно подчеркивает статус владельца. А сделать подобный презент другу или коллеге (особенно если его доходы ниже) считается широким жестом…
По поводу поздравлений. Никакая даже самая красивая электронная открытка, отправленная по почте, не заменит полиграфическую. Особенно если текст адресату на ней написан от руки. Под Новый год всегда приятно получить в подарок календарь. Впрочем, календари, и карманные и настенные, покупают чуть ли не в каждой семье.
Источники заказов – визитки, без них знакомиться с деловыми партнерами, посещать конференции нынче просто несолидно. Пусть даже неброские, но оформлены со вкусом, обязательно нужно иметь. Глянцевые журналы, буклеты привлекут внимание посетителей, а скорее всего посетительниц салонов, парикмахерских, модных бутиков. Фотографии из архивных альбомов, цифровые на фотоаппарате перекочуют в фотокниги.
В эпоху борьбы с полиэтиленовыми пакетами возрастает потребность в экологической упаковке. По словам маркетологов, многие покупатели продуктовых магазинов уже сейчас настаивают, чтобы продукты завернули именно в бумажный пакет.
Компьютер плюс печатная машина
Качественный процесс производства в типографиях требует больших вложений. Хорошее оборудование стоит дорого, нужны квалифицированные печатники. К тому же полиграфический бизнес зависит от состояния экономики. Меньше заказов, рекламы – меньше загруженность типографии.
Типография будущего должна четко уяснить, что востребовано на рынке, гибко под него подстраиваться. В современных типографиях Японии и США большинство функций выполняют роботы. Полиграфист, он же дизайнер, в поиске новых решений. Эксклюзивные заказы (фотокниги, ежедневники) требуют ручных операций.
В Японии нашли экономный вариант: специализация типографий по определенным направлением, которые работают в тесном сотрудничестве. Существуют даже узкоспециализированные производства, выполняющие одну, к примеру фальцевально-склеивающую операцию.
Многие отечественные типографии уже компьютеризировали работу менеджеров, дизайнеров, технологов. С помощью автоматизированной системы управления персоналом (АСУП) менеджеры точно подсчитают реальную себестоимость заказов, отказываясь от убыточных работ. Сайты не только фиксируют заказы, но и расчитывают их стоимость.
Выводы
• По прогнозам экспертов, главными в типографии станут рекламные услуги, изготовление упаковок, визиток, этикеток.
• Газеты с обновленным дизайном и версткой будут функционировать и в цифровую эру.
• Тиражи книг и газет упадут, но качество и требования к ним повысятся.